Гарантия - это весомый аргумент при продаже услуг
Юридические услуги - не исключение.

Многие компании или юристы с частной практикой утверждают, что они дают гарантию на успешное прохождение процедуры регистрации товарного знака.

И правильно делают. Клиенту не нужен процесс ради процесса. Клиенту нужен результат.

К сожалению, у подобных услуг "с гарантией результата" часто есть оборотная сторона, которую от клиентов всячески пытаются скрыть. Более того - многие потерпевшие зачастую даже и не знают, что их обманули. Они спокойно ведут бизнес до тех пор, пока не ......

Впрочем, давайте обо всем по порядку.

В этой статье мы расскажем, как устроена одна из схем обмана при регистрации товарного знака.
Имена героев, ниши и названия брендов изменены, а суть ситуации - нет. Описываем кейс из реальной практики
Знакомьтесь, это - Катя
Катя запустила собственный бренд одежды, назвав его "Красота". Катя хочет получить свидетельство о регистрации товарного знака. Катя обращается к юристу.
Знакомьтесь, это - Сигизмунд
Сигизмунд продает услуги по регистрации товарного знака. Сигизмунд дает Кате гарантию, что Роспатент не откажет в регистрации ее бренда. Катю это очень радует.

Чаще всего при регистрации товарного знака Роспатент отказывает в двух случаях

  • 1
    У заявленного бренда недостаточная различительная способность
    Именно поэтому нельзя "присвоить" себе названия в стиле: "Молоко", "Мебель" или "Спорт". Это - слишком широкие термины, которые охватывают целые сферы человеческой деятельности. Чтобы быть зарегистрированными в качестве бренда, их нужно индивидуализировать. Например, превратить "Спорт" в "Спортмастер".
  • 2
    У заявленного обозначения уже есть конкуренты в этом же классе МКТУ, при этом они сходны до степени смешения
    МКТУ – это сокращенное название Международной классификации товаров и услуг. Класс МКТУ позволяет различать разные отрасли при регистрации товарных знаков. Возьмем, к примеру, бренд “Чистая линия”. Кто-то сразу вспоминает бренд косметики, а для кого-то это в первую очередь производитель мороженого. Само по себе словосочетание “Чистая линия” никто не монополизировал. Запрещается использовать его в тех же классах МКТУ (косметика и продукты питания соответственно). То есть никто не запрещает, например, начать производить канцелярские товары под таким брендом.

В нашем примере Катя хочет зарегистрировать бренд "Красота". Шансы на успешную регистрацию, мягко скажем, невысокие. У такого бренда слабая различительная способность. Но Сигизмунд же пообещал Кате результат. Как ему выкрутиться?
Чаще всего недобросовестные юристы поступают следующим образом: они добавляют в заявку сразу несколько МКТУ, чтобы хотя бы один из них “выстрелил”. Например, Сигизмунд может добавить в заявку Кати 11 класс МКТУ При проверке поступившей заявки регистратор быстро поймет, что в 25 МКТУ (одежда) бренд "Красота" зарегистрировать нельзя, а вот в 11... почему бы и "да"!

— Анна Гилева, старший юрист компании "Smart Law".
Катя довольна
Она получила столь желаемое свидетельство о регистрации бренда "Красота".
Сигизмунд доволен
Он обещал клиенту результат? Он его дал.
Спустя год Катя видит на маркетплейсе конкурирующий бренд с таким же названием. Катя пытается заставить конкурента уйти с рынка, но ей это не удается, так как...
11 класс МКТУ - это:
  • Водоспуски для туалетов
  • Флажки для определения уровня смывной воды в унитазе
  • Гидроизоляционные материалы для унитазов и санитарных узлов
  • Устройства для экономии воды в санитарных помещениях
  • Резервные клапаны для смывных бачков
  • Опции для настройки интенсивности смыва в унитаза
  • Устройства для подавления звука при смыве воды
  • Комплектующие и запасные части для водоспусков в унитазах
Есть 2 большие разницы:
1) Получить свидетельство о регистрации товарного знака.
2) Получить свидетельство о регистрации товарного знака, гарантирующий охраноспособность бренда в тех классах МКТУ, в которых предприниматель ведет бизнес.

Успешно пройти процедуру регистрации товарного знака для тех классах МКТУ, в которых деятельность по факту не ведется, не так уж и сложно. Вспомните, например, банк "Точка". "Точка" - это слово с низкой различительной способностью. Но насколько часто его выбирают в качестве названия банка? Именно поэтому бренд "Точка" был успешно зарегистрирован в соответствующем классе МКТУ.

Недобросовестные юристы добавляют в заявку сразу несколько классов МКТУ (далеко не всегда профильных), чтобы повысить шансы на регистрацию. Проблема в том, что товарный знак действует только в отношении товаров и услуг, на которые он зарегистрирован.

Получив такое свидетельство о регистрации товарного знака, селлер может и не знать, что он на самом деле не решил свою задачу, так как Роспатент зафиксировал его право не в том классе МКТУ, который нужен. У конкурентов руки так и остаются развязанными.

Итог:
1) Деньги потрачены.
2) Время потеряно.
3) Охраноспособность бренда так и не возникла. На руках осталась "бумажка", которая по сути ничего не дает.
— Анна Гилева, старший юрист компании "Smart Law".
По поводу "водоспусков для туалетов" - это мы, конечно, утрировали
Но сама по себе ситуация не является вымышленной.

Например, у нас был такой запрос: обратился селлер, который был уверен, что конкуренты не имеют права копировать его название бренда косметики для волос. Косметика для волос - это товарная категория. При исследовании документов выяснилось, что ее товарный знак зарегистрирован для категории "услуги", а именно: "услуги по гигиеническому и косметическому уходу за людьми и животными".

При оформлении ТЗ увидел фразу "косметический уход" и не понял, что происходит подмена понятий, так как когда-то давно у клиента был свой салон красоты. А юрист и не объяснил. Как удобно.

В итоге охраноспособность бренда косметики для волос так и не возникла.

Вам вовсе не обязательно становиться героями еще одной похожей истории
Оставьте заявку. Мы оценим риски вашего проекта и предложим индивидуальное решение
Защитим вас в случае, если:
Превратим ваш бренд в неприступную крепость
Обсудим вашу задачу и предложим вариант решения
Made on
Tilda